Пятая седмица Великого поста

Непрестанно руководствуя православных христиан в продолже­ние Четыредесятницы в освятительных подвигах поста и покаяния, Церковь при богослужении в пятую седмицу утешает и одобряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, «преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресе­нию».

Усугубляя при конце постного поприща побуждения к неослаб­ному богоугодному житию, Церковь и в пятую седмицу продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. «Возопи Христу Богу за тя распеншемуся, — говорит Церковь, — и раны волею приемшему: попекись о мне, Господи, и спаси мя». Священные песнопения, ныне возносимые при богослужении пятой седмицы, преданы Церкви в 7 и 8 веках св. Софронием Иерусалимским, Андреем Критским, Иосифом и Феодором Студитами.

«Да не будут люди ленивы к духовным подвигам», Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия. В четверток на утреннем богослужении Церковь произносит весь Великий канон св. Андрея Критского и житие св. преподобныя Марии Египетской. Посему совершение канона св. Андрея Критского в четверток пятой седмицы Великого поста называется иногда стоянием Марии Египетской.

Великий канон

Умиления, Христе мой, образы даждь
Поющим ныне канон Тебе великий.

Этими словами начинается синаксарь в четверток пятой недели Великого поста и говорит: «Великий канон умиление неисчетно имущ: всякую бо Ветхого и Нового завета повесть снискав и собрав, от Адама даже до самого Христова вознесения и апостольския проповеди, научает всякую душу благим ревновати и подражати по силе: злых же отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением. Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, как и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнута, аще точно с сокрушенным сердцем и вниманием поется».

Великим канон называется по мыслям и воспоминаниям в нем содержащимся, ибо плодовит творец его, сложив его отлично от прочих канонов, которые заключают в себе по 30 и немного более тропарей, а этот 250 тропарей, из которых каждый источает неизреченную сладость. Посему этот Великий канон, приносящий великое умиление, и произносится в великой Четыредесятнице; и произносится дважды на повечериях первой седмицы раздельно, в четыре первые дня ее, а в четверток пятой недели Великого поста на утрене весь в полном его составе совокупно с каноном этого дня.

«Великий канон глаголем косно, – говорит Церковь, – и с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания (земные поклоны) три».

Святая Мария Египетская

Вместе с Великим каноном для ободрения духовно труждающихся, Церковь произносит полное житие св. преподобныя Марии Египетской, показывая в ней образец истинного покаяния и примером ее назидая верующих, «целомудренны паки быти творить, и к Богу воздвижет, и не ниспадати ниже отчаятися если иногда некими прегрешении уловлены будем». Повествование о преподобной Марии Египетской показывает образец истинного покаяния и неизреченного человеколюбия Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих.

Мария Египетская в жизни своей соединила и явила две противоположности, — бездну греха и высоту благочестия и добродетели. В летах юности, увлеченная соблазнами порока, она 17 лет провела в беззакониях, но силой благодати Божией, как заблудшая овца, опять возвращена Церкви. По гласу ее, Мария, не ведая божественных заповедей, помрачила в себе образ Божий, божественным же промыслом и благодатно обновилась. Мария родилась в Египте, в двенадцать лет почувствовала борьбу иного закона, воюющего во удех наших и, пренебрегши любовью родительской, удалилась из под мирного крова их в Александрию, на бурное, широкое поле мира, на торжище порока. Не удовольствовавшись городом, где многочисленное стечение народа представляло так много лиц, ищущих плотских наслаждений, Мария вздумала разнообразить свою преступную жизнь путешествием в Иерусалим вместе с поклонниками, отправлявшимися на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Как на пути, так и по прибытии в Иерусалим, она до самого праздника продолжала ниспадать глубже и глубже в бездну разврата. Казалось, для нее уже не было исхода из глубины греховной. Прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста, влекомая любопытством, Мария, вместе с благочестивыми христианами, в день праздника пошла во храм Божий. Но войдя в притвор церковный, она не могла вместе с прочими вступить в самый храм и приблизиться к Животворящему Кресту Господню. Все беспрепятственно входили внутрь храма; Мария же при многократных покушениях и усилиях не могла переступить порога святилища, невидимо удерживаемая божественною силой. Полагая, что, как слабая женщина, она оттесняется назад волнением толпящихся, решилась вдвинуться в самую средину толпы, чтобы общим напором быть, так сказать, внесенною в храм; но ее одну, едва коснется она порога церковного, отревает чудная сила. В третий и четвертый раз порывается войти во храм, но также безуспешно. Присутствующие в храме удовлетворяли своим благочестивым чувствам зрелищем воздвизаемого Животворящего Древа; Мария же, в стыде и скорби, остановилась в преддверии храма и, потрясенная чувством стыда и раскаяния, горько заплакала, видя в испытанном ею препятствии войти во Храм Божий десницу Высшего, которая не допускает ее как недостойную, облобызать Животворящий Крест. В пламенной молитве пред Богом Мария исповедует грехи свои, клянется загладить их исправлением, испрашивает милости войти в храм и поклониться Животворящему Древу. При глубоком слезном сокрушении духа Мария воззрела на икону Богоматери, бывшую вверху на стене притвора, и луч спасительной надежды блеснул в ее сокрушенной душе. Мария умоляла общую всех Заступницу сделать ее достойной быть в храме и повергнуться пред Животворящим Крестом Сына Ее, с твердым намерением вести целомудренную жизнь до гроба. При невидимом предстательстве преблагословенныя Девы, новое усилие Марии войти во храм было уже не напрасно. Она вошла и, объятая страхом, в слезах сердечного раскаяния пала перед Животворящим Древом с глубоким благоговением и слезами облобызала его. Так началось искренное обращение к Богу грешницы! По выходе в притвор, Мария опять перед той же иконой становится на молитву, призывает Богоматерь как сподручницу своей решимости обращения, просит наставления в пути покаяния и слышит как бы издалека глас:«аще Иордан прейдеши, добр покой обрящеши».

Оставив Иерусалим, Мария приобщилась св. Тайн в церкви Иоанна Крестителя, находившейся близ Иордана, и уединилась в пустыню Иорданскую, где пребыла 48 лет, почти без пищи и одежды, денно и нощно оплакивая грехи свои. На 48 году уединенной, многотрудной ее жизни, встретил ее в пустыне во время св. Четыредесятницы преподобный Зосима, — инок обители, который, по обычаю удалившись из монастыря на дни поста, искал в пустыне образец высшего иноческого самоотвержения и нашел в той, которая была некогда образцом порока. Только подобием человеческого тела, совершенно иссохшего и опаленного солнцем, нагого и покрытого лишь сребристыми власами, явилась Мария взору Зосимы! Приметив его, она устремилась бежать от него, но, внявши слезному молению старца дать ему благословение, остановилась и просила бросить одежду свою, чтобы, покрывшись, иметь возможность говорить с ним. По усильной его просьбе преподобная со смирением открыла дивную жизнь свою, изобразив первую половину своей жизни, бурной и полной волнений, и обстоятельства обращения своего, Мария говорила о жизни своей в пустыне:«Верь мне, отче Зосима, семнадцать первых лет пребыла я в пустыне этой, борясь с моими безумными похотями, как с лютыми зверями: когда рождался позыв на пищу, мне хотелось мяса и рыб, какие вкушала я в Египте; любившая в мире вино, иногда я не могла утолить своей жажды и каплею воды; много страдала от голода и зноя, много от болезней. Прежние вожделения, как пламень, пожирали мою внутренность; приходили на мысль прежние соблазнительные песни и возмущали покой души моей; преступные пожелания волновали кровь и заставляли меня повергаться ниц, биться об землю и со слезами просить высшей помощи. Я старалась припоминать мои обеты и противопоставить их внутренним борениям плоти, призывала в помощь Божию Матерь, мою сподручницу, плакала горько и долго, по целым дням и ночам, и только тогда освещал меня сладкий свет и рассеивал смутные помыслы».

Семнадцать лет провела Мария среди темной жизни в мире; семнадцать лет продолжалась и тяжкая борьба ее с греховными вожделениями, и, наконец, посетил добровольную мученицу вожделенный покой духа — плод чрезвычайных трудов и подвигов, благодатный мир, ниспосланный от Господа, Который сказал всем нам: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныи, и Аз упокою вы. Отселе Мария является ангелоподобным существом, возвышающимся над плотью и миром: Зосима видел ее в словах прозорливой, во время молитвы вознесенной от земли и стоящей на воздухе, переходившей двукратно по водам Иордана, как по суше, предвидевшей за год кончину свою. Поведав свою жизнь, преподобная просила его прийти чрез год в пустыню во время Великого поста со св. дарами для ее приобщения. Зосима исполнил ее св. желание. Приняв тело и кровь Иисуса Христа и таинственно соединившись с Ним, великая подвижница пустыни умоляла преподобного прийти на то же место и в то же время и в будущий год, но тогда Зосима нашел ее уже умершею, и честные мощи ее предал погребению. Вскоре по причащении от преподобного, она преставилась в 530 году 1 апреля.

Софроний, патриарх иерусалимский, живший в начале 7 века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской, сейчас читаемое Церковью при богослужении. А св. преподобный Андрей Критский, именуемый и Иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году принес жизнеописание преподобной Марии вместе с каноном своим, известным под именем Великого, в Константинополь. С тех пор Православная Кафолическая Церковь до сих пор совершает этот канон и постановила произносить житие преподобной в четверток пятой седмицы Четыредесятницы, а в воскресный день этой седмицы совершает последование в честь преподобной, представляя в ней образ истинного покаяния.

Труда же ради бденного, Церковь совершает в четверток Литургию преждеосвященных даров и облегчает пост.

По материалам сайта: http://www.hram-vsr.ru

Суб­бо­та сед­ми­цы. Ака­фист Бо­го­ро­ди­цы

В суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Цер­ковь со­вер­ша­ет мо­леб­ное по­сле­до­ва­ние Ака­фи­ста, или по­хва­лы «Оди­гит­рии» Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­чи­ная ска­за­ние на этот день сти­ха­ми:

Пес­ня­ми неусып­ны­ми бла­годар­ствен­но
Град в бра­нех бод­рую по­ет Пред­ста­тель­ни­цу.

По ска­за­нию древ­не­го пре­да­ния[6], по воз­не­се­нии Гос­по­да, св. еван­ге­лист Лу­ка, знав­ший ико­но­пи­са­ние, на­чер­тал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­ка­зал ей. Узрев­ши изо­бра­же­ние свое, она вспом­ни­ла преж­нее свое про­ре­че­ние: «от­ныне убла­жат Мя вси ро­ди», и ска­за­ла: «бла­го­дать Моя с сею ико­ною да бу­дет». Св. Лу­ка по­слал ико­ну в Ан­тио­хию к дер­жав­но­му Фе­о­фи­лу (Лк.1:3), ко­то­ро­му на­пи­сал и по­слал он свое Еван­ге­лие и кни­гу Де­я­ний Апо­столь­ских. Из Ан­тио­хии, где ве­ру­ю­щие с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем по­чи­та­ли бла­го­дат­ную ико­ну, по про­ше­ствии мно­гих лет, она пе­ре­не­се­на бы­ла в Иеру­са­лим; по­том. Ев­до­ки­ей, су­пру­гой гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия 2 (408–450), ко­то­рая пу­те­ше­ство­ва­ла на по­кло­не­ние св. ме­стам, из Иеру­са­ли­ма при­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, сест­ре су­пру­га ее св. Пульхе­рии, в зна­ме­ние ми­ра и люб­ви[7]. В Кон­стан­ти­но­по­ле об­раз Вла­ды­чи­цы, с бла­го­го­ве­ни­ем и ра­дост­но при­ня­тый Пульхе­ри­ей, по­став­лен был ею во Влахерн­ской церк­ви, где хра­ни­лась и чест­ная ри­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы[8], и сде­лал­ся из­ве­стен под име­нем Влахерн­ско­го[9]. Бла­го­че­сти­вая Пульхе­рия учре­ди­ла во Влахерн­ском хра­ме еже­не­дель­ное мо­ле­ние к Бо­го­ро­ди­це во втор­ник[10].

От св. об­ра­за Бо­го­ма­те­ри, на­пи­сан­но­го еван­ге­ли­стом Лу­кой и пре­бы­вав­ше­го в Кон­стан­ти­но­поль­ском хра­ме, со­вер­ши­лись мно­гие бла­го­дат­ные зна­ме­ния. Явясь од­на­жды двум слеп­цам, Бо­го­ма­терь при­ве­ла их во Влахерн­скую цер­ковь, к об­ра­зу Сво­е­му, и по­да­ла им со­вер­шен­ное про­зре­ние. По это­му бла­го­дат­но­му зна­ме­нию этот чу­до­твор­ный об­раз ста­ли име­но­вать «Оди­гит­риа», т. е. пу­те­во­ди­тель­ни­ца, за­ступ­ни­ца и по­мощ­ни­ца. Это на­зва­ние чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри со­хра­ни­лось по­том на­все­гда и утвер­ди­лось трое­крат­ным из­бав­ле­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля от силь­ных вра­гов, ко­то­рое Цер­ковь до­стой­но при­пи­сы­ва­ет неви­ди­мо­му за­ступ­ле­нию «Оди­гит­рии»[11].

Пер­вое бы­ло при им­пе­ра­то­ре Ирак­лии в 626 го­ду от пер­сов и ава­ров или ски­фов[12]. Спу­стя 36 лет по­сле пер­во­го из­бав­ле­ния, Кон­стан­ти­но­поль вто­рич­но спа­сен был за­ступ­ле­ни­ем «Оди­гит­рии» при Кон­стан­тине По­го­на­те (668–685) от са­ра­цин, ко­то­рые семь лет оса­жда­ли Ви­зан­тию. Боль­шая часть ко­раб­лей и 30000 непри­я­те­лей, по мо­лит­вам Церк­ви и пред­ста­тель­ству Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­гиб­ли пред сте­на­ми го­ро­да от гре­че­ско­го ог­ня и ко­раб­ле­кру­ше­ния.

На­ко­нец, в тре­тий раз Кон­стан­ти­но­поль со­хра­нен был за­ступ­ле­ни­ем Оди­гит­рии при Льве Ис­ав­ре (716–741) от са­ра­цин. В цар­ство­ва­ние Льва Ис­ав­ря­ни­на са­ра­ци­ны окру­жи­ли Кон­стан­ти­но­поль на 1800 су­дах в на­деж­де рас­хи­тить его. Жи­те­ли го­ро­да, взяв все­чест­ное дре­во Кре­ста Гос­по­да и Спа­си­те­ля и св. ико­ну «Оди­гит­рии», со­вер­ши­ли по сте­нам го­ро­да крест­ный ход со сле­за­ми уми­ло­стив­ляя Гос­по­да. Флот са­ра­ци­нов по­чти весь по­гиб от чрез­вы­чай­ной бу­ри в Эгей­ском мо­ре, и ед­ва де­сять ко­раб­лей оста­лись це­лы; тру­пы вра­гов гру­да­ми по­кры­ва­ли ост­ро­ва, бе­ре­га и вхо­ды к при­ста­ням[13].

Див­ную по­мощь «Оди­гит­рии», бла­го­дат­но по­дан­ную ве­ру­ю­щим, Цер­ковь вспо­ми­на­ет и про­слав­ля­ет в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста, по­то­му что пер­вое из­бав­ле­ние Кон­стан­ти­но­по­ля по­мо­щью «Оди­гит­рии» бы­ло око­ло это­го вре­ме­ни. При­том Ма­терь Бо­жия есть спо­спеш­ни­ца и по­ка­я­нию. Ее со­дей­стви­ем пра­во­слав­ные по­беж­да­ют вра­гов ви­ди­мых и неви­ди­мых. Ее по­мо­щью гре­ки мно­го­крат­но по­беж­да­ли неве­ру­ю­щих, а Ма­рия Еги­пет­ская, вос­по­ми­на­е­мая в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и в сле­ду­ю­щий вос­крес­ный день, по­бе­ди­ла грех свой.

Бо­го­слу­же­ние, со­вер­ша­е­мое в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в честь Бо­го­ро­ди­цы, на­зы­ва­ет­ся по­хва­лой и сто­я­ни­ем, по­то­му что хва­леб­ные пес­ни Бо­го­ро­ди­це пер­во­на­чаль­но при­не­се­ны бы­ли ве­ру­ю­щи­ми стоя, в про­дол­же­ние но­чи. От­че­го хва­леб­ное пе­ние в честь «Оди­гит­рии», до­се­ле со­вер­ша­е­мое Цер­ко­вью, на­зы­ва­ет­ся Ака­фи­стом, или сто­я­ни­ем. «Не се­даль­ный же (Ака­фист) ре­че­ся, зане про­сто сто­я­ще то­гда вси лю­дие, Ма­те­ри Сло­ва песнь вос­пе­ша»[14].

К уте­ше­нию и обод­ре­нию по­стя­щих­ся, Пра­во­слав­ная Цер­ковь и в пя­тую неде­лю Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на Ли­тур­гии чте­ни­ем Апо­столь­ским вну­ша­ет о спа­си­тель­ном дей­ствии крест­ной жерт­вы за нас Сы­на Бо­жия: Хри­стос же при­шед ар­хи­ерей гря­ду­щих благ ни кро­вию коз­лею, ни­же тель­чею, но сво­ею кро­вию вни­де еди­ною во свя­тая, веч­ное ис­куп­ле­ние об­ре­тый (Евр.9:11-14). А чте­ни­ем Еван­ге­лия пред­ва­ри­тель­но на­по­ми­на­ет по­стя­щим­ся о при­бли­жа­ю­щей­ся ра­до­сти вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, про­ро­че­ствен­ны­ми сло­ва­ми Иису­са Хри­ста, чи­та­е­мы­ми в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии неде­ли: се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет ар­хи­ереом и книж­ни­ком: и по­ру­га­ют­ся ему, и уяз­вят его, и оплю­ют его, и убьют его, и в тре­тий день вос­креснет (Мк.10:35-46).

Из кн. «Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной
Ка­фо­ли­че­ской Во­сточ­ной Церк­ви»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *