РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМИЛИАНА АРХИЕПИСКОПА ПЕСОЧЕНСКОГО И ЮХНОВСКОГО

АРХИПАСТЫРСКОЕ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

 

досточтимым пастырям, священно-церковнослужителям

и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.

 

От всего сердца поздравляю Вас с радостным праздником Рождества Христова!

   Рождество Христа на земле стало исполнением долгожданных и вожделенных обетований Ветхого Завета о грядущем даровании людям возможности достигнуть вечной блаженной жизни. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «До воплощения Христа Спасителя все люди и святые, и грешные находились под властью сатаны и по смерти шли в ад». Рождество Христа предвещало близкий конец наказания, отпущение грехов, оправдание и примирение с Богом, а также усыновление Ему. Что может быть радостнее такого откровения? «К чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, — всё это случилось в день Рождества Христова»              (Святитель Иоанн Златоуст). Проклятие будет уничтожено, грех  истреблён, жизнь небесная насаждается на земле, но всё это даётся в земной жизни людям не автоматически, а при свободном волевом произволении и усиленном стремлении исторгнуть грех из своей души.

 Грех сначала вселяет ад в человека, а потом самого человека ввергает в ад, ибо в Небесный Иерусалим «Не войдёт  ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи..» (Ап. 21:27). Надо потрудиться, чтобы исторгнуть из себя это смертоносное жало и восставить свою первообразную райскую, духовную чистоту, утраченную нашими прародителями. Ради этого великого и спасительного дела Христос рождается ныне на земле.

      Накануне праздника Православная церковь за богослужением пела: «Христос рождается — прежде падший восставити образ». Это короткое предложение объясняет, что Богомладенец воплотился на земле ради нас, ибо образом Божиим почтён только человек. Наш долг – откликнуться на Его призыв, с помощью Божией очистить душу от грехов и «восставить прежде падший образ». Чтобы это сделать, надо знать, в чём заключается наше падение.

   Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами». Значит, наше восстание заключается в расторжении общения со злыми духами и восстановлении общения со Христом. Но как это сделать?

     Падение человека привело к смешению природного добра со  злом. Когда вода смешана с вином, тогда каждая капля воды содержит в себе вино, так и наше естество, будучи пропитано грехом, даже в самое доброе и святое дело, вносит примесь яда. Поэтому Пророк Исаия писал: «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64:6).

     Можно было бы вместе с несчастной  Сусанной воскликнуть: «Тесно мне отовсюду» (Дан.13:22). Но есть путь, ведущий к Богу. Спаситель начал Свою проповедь с призыва к покаянию. Следовательно, весь наш труд должен сосредоточиться на внутреннем делании, на покаянии и смирении, которые рождаются при борьбе с грехом, в стремлении жить по заповедям Божиим. Нашему времени не даны внешние подвиги. Без смирения они могут привести к гордости, а значит к гибели. Не имея внешних подвигов, мы должны компенсировать их внутренним терпением скорбей и болезней, что приводит к смирению. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

      По мнению игумена Никона (Воробьёва): «в наши времена люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Они заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжет любви к Богу». Смирение приобретается через терпение скорбей и тщательное исполнение заповедей. Оно одно может спасти человека, а самые суровые подвиги без смирения бесполезны. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Скорбь ведёт в Царство Небесное, а беспечная жизнь в геенну».

    Не надо обманывать себя и думать, что одно внешнее, механическое совершение добрых дел, обрядов и таинств, без исполнения заповедей и борьбы с ветхим человеком, очистят и сделают нас наследниками вечной блаженной жизни. Это очень распространённое заблуждение. Святитель Феофан Затворник предупреждает: «Надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху чрез Крещение ничего не бывает механически, а всё совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека». Это касается не только крещения, но и всех таинств, обрядов и добрых дел.

   Законы физического и духовного мира говорят о том, что для получения блага необходимо потрудиться. Чтобы стать победителем в спортивном соревновании требуется пролить много пота. Чем выше ранг соревнований, тем больше труда надо приложить. Таков же закон и в духовной жизни. Невозможно стать наследником Царства Божия без усилий. Авва Лонгин говорил: «Даждь кровь и прими дух». А многие из нас хотят въехать в Царство Небесное в мягком вагоне без внутренней борьбы с грехом, без очищения сердца от страстей.

    Из любви к человеку Христос родился на земле, чтобы дать нам, возможность сподобиться вечной радости на небе, и мы обязаны на любовь ответить любовью. От нас требуется немного —  посильный труд исполнения заповедей, покаяние и безропотное терпение скорбей, этим мы покажем свою любовь к Богу и избавимся от внутренней греховной скверны, воскрешая в себе прежде падший образ и будем приближаться к цели, ради которой Христос родился на земле. «Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6;9).

   Паки и паки поздравляю Вас с Рождеством Христовым!

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ

Рождество Христово,

2019/2020гг

Г. Киров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *