3-я седмица Великого поста

Идейное содержание седмичных дней Великого поста.

В отличие от 1-й и 2-й седмиц поста, в песнопениях 3-й седмицы есть доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции – притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI  века в Неделю 2-й поста читали притчу о блудном сыне в качестве евангельского чтения литургии. Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы. На 3-й седмице 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…», самогласны на стиховне и 1-й трипеснец посвящены теме притчи о блудном сыне, так что 3-ю седмицу можно назвать «седмицей о блудном сыне».

В то же время в песнопениях, составленных преподобным Феодором Студитом (3-я стихира на «Господи, воззвах…», седален по 3-й кафисме, 2-й трипеснец), продолжают звучать мотивы пользы поста, причем часто в качестве иллюстраций приводятся эпизоды из Ветхого Завета. Например, следующий тропарь:

«Дании́л в ро́ве зве́ри укроти́, воздержа́ния броздо́ю, и мы́ постя́щеся стра́сти удручи́м» (понедельник 3-й седмицы, 9-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).

Еще одна тема – предвосхищение воскресного дня, когда совершается поклонение Святому Кресту (очевидно, уже в IX веке Неделя 3-й поста в Константинополе была Крестопоклонной):

«Кре́ст честны́й дре́во всесвято́е, е́же ми́ру спасе́ние процвете́, ви́дети и поклони́тися вси́ да сподо́бимся, чи́стыми устна́ми и душе́ю, моли́твами все́х ва́с святы́х апо́стол Христо́вых» (четверг, 9-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).

Также отметим, что в песнопениях понедельника 3-й седмицы есть идея сопоставления догмата о Троице и 3-й седмицы поста:

«Тро́ице Свята́я, и Честна́я, по́ст в седми́цах трие́х соверша́ющыя, сохрани́ це́лы и неосужде́ны, сподо́би благотещи́ и к про́чым, и вся́ за́поведи Твоя́ соверши́ти: я́ко да си́це дости́гнем неосужде́нно ви́дети пресла́вное воскре́сние, пе́ние хвалу́ принося́ще» (понедельник, седален по 3-м стихословии).

Суббота 3-й седмицы. День поминовения усопших.

Суббота 3-й седмицы идентична 2-й субботе Великого поста; здесь также совершается молитва за усопших родственников и близких. Точно так же заупокойная служба отменяется при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.

Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная.

Неделя 3-я Великого поста называется Крестопоклонной, так как в этот день совершается поклонение Честному Кресту. Неделя Крестопоклонная имеет множество параллелей с Неделей Православия и вместе эти два дня являются самыми торжественными праздниками Святой Четыредесятницы.

История и идейное содержание недели.

В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине (правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I (518–527) или Юстин II (565–578) — имеется в виду). Так как до X века не праздновали события Месяцеслова в седмичные дни, но переносили их на субботние или воскресные дни, то и этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.

Песнопения Триоди данной Недели в своем содержании отражают общую тему — прославление Креста Христова. Так как этот день всегда воскресный, то в этом богослужении наиболее рельефно выражается всем известная мысль (которая также характерна для крестовоскресных канонов Октоиха и службы праздника Воздвижения), что тайна Креста Христова неразрывно связана с Его Воскресением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *