День Святой Троицы “Дары Святаго Духа”

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

59364954_a5f73fbec97bИ будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть… (Деян. 2, 17). Мы повторяем сегодня вновь слова этого ветхозаветного пророчества, которое, как мы знаем и верим, не только исполнилось в свое время в день Святой Пятидесятницы, но продолжает и поныне исполняться в Церкви Божией и будет исполняться в Ней до скончания века. И сегодня мы собрались здесь, в этом святом храме, для того чтобы прославить Пресвятую Троицу, прославить Божественное Домостроительство нашего спасения, конечной целью, пределом которого стало сошествие Духа Святаго и основание Церкви — непоколебимого столпа и утверждения Истины в нашем мятущемся мире.

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49) — так Господь наш Иисус Христос говорил  о пред­стоящем нисхождении Святаго Духа еще в самом начале Своего спасительного служения. Кто верует в Меня, — читаем мы в другом месте Святого Евангелия, — у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. А святой апостол и евангелист Иоанн поясняет: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Ин. 7, 38-39). В преддверии Голгофы Господь прямо говорит о даровании Духа ученикам как о цели Крестных страданий: Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). И наконец, по Воскресении из мертвых, являясь ученикам в продолжении сорока дней, Господь беседуя с ними о Царствии Божием, дает им прямое повеление: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1, 3-5).

И в ожидании этого духовного Крещения Святые апостолы и Матерь Божия затворились в Сионской горнице, пребывая единодушно в молитве и молении, пока на наступил день Пятидесятницы, великого иудейского праздника, в который иудеи вспоминали дарование народу избранному закона на горе Синай. Должно быть, за стенами дома, в котором собрались апостолы, проходили толпы и толпы празднующих людей — здесь были и надменные фарисеи, и законники, украшавшие себя воскрилиями риз с цитатами из Моисеева закона, и просто набожные иудеи со всех концов света. Никто и них и не подозревал о том величайшем событии, которое должно было совершиться; никто не мог и подумать о том, что их Пятидесятница уже потеряла свой смысл, что ветхие мехи закона сменяются новыми мехами благодати, в которые вливается новое вино.

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором находились святые апостолы. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках…  (Деян. 2, 2-3). Когда же множество людей, привлеченных со всех сторон необычным шумом, окружили дом, в котором пребывали святые апостолы, они услышали — и каждый на своем родном языке — свидетельство о Христе-Спасителе. В тот день около трех тысяч человек присоединилось к Церкви Божией. Около трех тысяч человек покаялись и крестились, и получили вместе со святыми апостолами Дар Святаго Духа. От того дня Церковь Христова стала поистине непрестанным источником воды живой, текущей в вечность.

И сегодня мы, дорогие отцы, братья и сестры, подобно святым апостолам Христовым, пребываем в сугубой молитве и молении. Мы молимся и будем еще молиться коленопреклоненно о том, чтобы Господь не лишил и нас даров Духа Святаго. Однако из истории церковной мы знаем, что дары эти в разные времена бывали различны — по-разному свидетельствовали о Христе мученики и апологеты, преподобные и святители. Какие же дары Духа необходимы сегодня нам? Если мы дерзновенно сравним себя со святыми апостолами, то увидим, что за стенами нашего святаго храма, за стенами обители Пресвятой Троицы, также, как и за стенами Сионской горницы, проходит множество празднующих людей, для которых наш праздник в лучшем случае лишь предлог для народных гуляний, для проведения Дня Города, для отдыха и увеселений. Многие из низ — наших братьев и сестер — нуждаются в свидетельстве о Христе Спасителе. Но мы говорим с ними на одном языке, поэтому нам для проповеди дар языков не нужен. Лучшей нашей проповедью, лучшим свидетельством о Христе, как кажется, должна стать самая жизнь наша, которой мы должны свидетельствовать, что, по слову святаго апостола Иоанна Богослова, тьма проходит и истинный свет уже светит. (1 Ин. 2, 8).  Ведь все мы уже хотя бы по Крещению, по участию своему в Таинствах церковных являемся причастниками Святаго Духа и должны бы приносить Его плоды — любовь, радость, мир, долготерпение, веру, и далее, как их перечисляет святой апостол Павел (Гал. 5, 22). Но имеем ли мы эти плоды? Есть ли в сердцах наших место для сияющих лучей благодати Божией, для Духа Святаго?

Святитель Феофан Затворник пишет, что кто Духа не имеет, тот и не Христов… Первоначально находит на христианина дух покаяния, который сменяется затем духом святости и чистоты, а за ним следует и дух сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: “Авва отче!”[1] Если же мы не находимся ни на одной из этих трех степеней, значит нет у нас духовной жизни и все, что мы так или иначе делаем или предпринимаем в Церкви, все наши добрые дела, посты, молитвы, просто не имеют никакого смысла.

И потому будем, дорогие отцы, братья и сестры, умолять сегодня Утешителя нашего, Духа Святаго, да удостоит Он нас Своих богатых даров — пусть не огненных языков, которых мы недостойны, но хотя бы искры Божественного света и Божественного тепла.

Аминь.

[1] Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. М. 1995. С. 129.

(29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *