Изъяснение 136-го псалма: «На реках Вавилонских»

1ddc4cb5Псалом 136-й не надписан у Евреев, некоторые же, решившись на смелое дело, надписали: «Давиду Иеремием», и прибавили: не надписан у Евреев. Но самый состав надписания провозглашает неразумие надписавших. 

Иеремия не был отведен с пленными в Вавилон, и проведя несколько времени в Иерусалиме, вынужденный беззаконными Иудеями, вместе с ними должен был идти в Египет. Посему прилично ли Иеремии сказать: «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом?» Но как то, что псалом ни мало не принадлежит Пророку Иеремии, явствует из сказаннаго; так и содержание псалма ясно. Отведенные в плен и потом возвратившиеся разсказывают в нем, чтó было в Вавилоне.

Пс.136:1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе.

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Предающиеся скорби обыкновенно уходят в места пустынныя, и там оплакивают собственныя свои бедствия. Посему и Иудеи, сидя на утесистых берегах рек, и размышляя о запустении своего столичнаго города, проливали обильныя слезы, уподоблявшияся речным потокам.

Пс.136:2. На вербах, по­среди его, по­весили мы наши арфы.

«На вербиих посреде его обесихом органы наша»; потому что совершенно стали для них безполезны. Закон предписывал на одном только месте совершать Богослужение.

Пс.136:3. Там пле­нив­шие нас требовали от нас слов песней, и при­теснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

«Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней сионских». Насмехаясь над нами, издеваясь над нашими бедствиями, приказывали нам петь, и нашими песнями услаждать их, не для того, чтобы получить им от сего какую либо пользу, но чтобы посмеяться над нами.

Пс.136:4. Как нам петь песнь Го­с­по­дню на земле чужой?

«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Но зная, что повелеваемое противно закону, не уступили мы желанию приказывавших. А сие служит обличением беззаконных Иудеев, которые ревнуют об исполнении закона, и предписанное законом исполняют вне узаконенных мест.

Пс.136:5. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя.

«Аще забуду теде, Иерусалиме, забвена буди десница моя». «Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе». Сие говорить научает их Пророк, чтобы незабвенно памятовать им о священном граде, и ободряя себя надеждою возвращения, не обучаться злочестию пленивших. Посему говорят: и вдали находясь от тебя, Иерусалим, не предавал я забвению мысли о тебе; а если сделаю это, пусть потерплю тогда сказанное мною, и не улучу помощи свыше. Сию-то помощь Пророк называет «десницею».

Пс.136:6. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду по­мнить тебя, если не по­ставлю Иерусалима во главе веселия моего.

«Аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего». Верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение.

Пс.136:7. Припомни, Го­с­по­ди, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «раз­рушайте, раз­рушайте до основания его».

«Помяни Господи, сыны эдомския в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте, до оснований его». Идумеи, происходя от Исава, продолжали сохранять в себе отеческую неприязненность. Когда Иерусалим был сожжен и разорен, радуясь этому говорили они: «истощайте, истощайте, до оснований его»; то есть, разрушайте его в конец, чтобы не оставалось даже и следов оснований.

Пс.136:8. Дочь Вавилона, опустоши­тель­ница! блажен, кто воз­даст тебе за то, что ты сделала нам!

«Дщи вавилоня окаянная». Так суд Иудеев предоставив Богу, Пророк и Вавилону предсказывает будущую погибель. Называет же его «окаянным», потому что будет бедствовать. Акила вместо «окаянная» сказал: разграбленная.

«Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам». Что это значит?

Пс.136:9. Блажен, кто возьмет и разо­бьет младенцев тво­их о камень!

«Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Поелику Вавилоняне жестоко поступали с младенцами иудейскими; то Пророк предрекает им равное наказание. Посему ублажается Кир, наказавший Вавилонян и освободивший Иудеев; ублажается, не потому, что был питомцем истиннаго благочестия, но потому что дал свободу народу благочестивому, и приказал построить Божий храм. Бог приемлет малые плоды, и вознаграждает великими воздаяниями. Так прославил и две лепты вдовицы.

По материалам сайта: http://azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *