Пасхальное послание митрополита Калужского и Боровского Климента
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! С нетерпением ждали мы этого светоносного дня, с радостью шли через дни поста навстречу «праздников Празднику и Торжеству торжеств» – Пасхе Христовой. Не сомкнули в эту благословенную ночь очей, вместе с пророком Аввакумом вглядываясь в горизонт воспоминаемых событий, чтобы увидеть рассвет новой эры – эры Христа.
Пасха – это итог сыновнего послушания Сына Божия Небесному Отцу, Его тщания о нашем спасении.
Пасха – это и итог нашего сорокадневного подвига поста: внимания к своей душе, воздержания, молитвы, покаяния и дел любви.
Человек по природе своей многомерен. Самое привычное для нас измерение – это повседневная жизнь: изо дня в день мы крутимся в кругу своих забот, решая множество проблем, тратим много времени и сил, испытываем страхи и переживания, стараемся сохранить и улучшить наш быт, но при этом часто забываем о своей душе.
Измерение души почти совсем забыто нами. Чем же мы можем утолить ее жажду и голод? Завершившийся Великий пост – это время, когда проявляются наши чаяния вечного, томление о чистоте души и потерянном единстве с Богом, а не стремление к суррогату греховной сладости.
В дни поста мы просили у Господа, чтобы Он защитил нас от «духа праздности, уныния, любоначалия, празднословия и осуждения», и дал дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви». Сколь важно для человека обрести целомудрие, то есть иметь внутреннюю чистоту, цельность помыслов и поступков! Душа человека расколота грехом, и в дни поста мы просили Бога исцелить ее, соединить в целое эти разбитые части.
Священное Писание говорит: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5,19), лукавый «не устоял в истине» (Ин. 8, 44) и правит миром через ложь. Устояли ли мы в Истине? Сохранили ли целостность устремлений, гоняясь за иллюзорными благами? Не обманываем ли себя, называясь учениками Христовыми, хотя на деле лишь слышали о Его заповедях, но не исполняем их?
Сорок дней поста мы по крупице собирали расточенное нами сокровище своей души, упражняясь в молитве и воздержании, исповедуя свои грехи и внимая слову Божию. И сегодня радость Пасхи наполнила наши сердца, но главное, не дать ветрам сиюминутных увлечений погасить в сердце слабую искру молитвы – нашей надежды на спасение. В молитве Оптинских старцев говорится: «Разсеянный мой ум собери, Господи, и оледеневшее сердце мое очисти…».
Христианину важно держаться за молитву, за богослужение, за Святые Таинства. Важно перестать считать свое «я» и его сиюминутные потребности «мерилом всех вещей».
Пасха – это праздник, когда была явлена великая любовь Божия к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Бог любит каждого из нас, Голгофская жертва была принесена за спасение каждого человека, Воскресением Христа побеждена смерть каждого из живущих на Земле. «Воскрес Христос, и ад низвержен! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!» – восклицает святитель Иоанн Златоуст.
И мы в день Пасхи Христовой давайте оставим все распри и пустые пересуды о близких, соседях, о нашем братском народе, и явим всем свою любовь. Церковь призывает нас: «Просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением».
Братский народ на историческом сломе, терпит сегодня многие скорби. Не отвернуться, не поглумиться над чужой бедой зовет нас Правда Божия, а усилить молитвы, явить верность Христу в молитвенном единстве.
Мы призваны быть сынами Света, а не лжи. Достичь этого высокого призвания мы можем только в Святой Церкви, основанной Честной Кровью Спасителя.
Церковь – это собрание всех званых без разделения по этническим, языковым, географическим, социальным признакам. Апостол Павел учит, что во Христе «нет ни еллина, ни иудея… ни варвара, скифа, раба, свободного» (Кол. 3,11), и все призваны насладиться «пиром веры», вкусить вечного блаженства – Пасхи Христовой.
Будем же делиться пасхальной радостью с нашими родными, ближними и дальними, с теми, кто находится на одре болезни или в темнице, с тем, кого, быть может, мы встретим впервые. Будем же помнить, что это Господь посылает нам всех этих людей, чтобы через них мы явили свою любовь к Нему.