Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Максимилиана архиепископа Песоченского и Юхновского
Досточтимым пастырям, священно — и церковнослужителям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии. Христос Воскресе! От всего сердца поздравляю Вас с великим жизнеутверждающим праздником Воскресения Христова!
Радость праздника прекрасно передает пасхальное богослужение, которое находит отклик в сердцах христиан, старающихся исполнять Евангельские заповеди. Апостол Павел писал: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6,7), значит пасхальная радость это плод наших духовных трудов и подвигов. Какие же из них наиболее важны для христианина? Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Бог не благоволит много ни к посту, ни к бдению, ни к другому какому телесному делу и не являет Себя никому другому, кроме только смиренной, непытливой и благой души и сердцу». Значит, суть христианства главным образом заключается не в наших внешних делах или подвигах, а в смирении. Без него нам не помогут спастись ни суровый аскетизм, ни великие и славные дела: «Где нет смирения, там все наши дела суетны», — утверждает преподобный Иоанн Лествичник.
О его наличии или отсутствии ярко свидетельствуют отношения с ближними — это своего рода лакмусовая бумага, показывающая степень нашей приближенности ко Творцу. Почему? Потому что всё, что мы делаем ближнему, по слову Спасителя, Он воспринимает как сделанное Ему Самому:«Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»(Мф. 25, 40). Значит, если мы живем с ближними в мире, то Господь рядом с нами, если во вражде, то рядом с нами диавол, ибо по слову апостола Павла:«К миру призвал нас Господь»(1Кор.7,15). Преподобный Антоний Великий учил: «От ближнего зависит и жизнь, и смерть души. Приобретая ближнего – приобретаем Бога. Соблазняя ближнего – грешим против Христа». Следовательно, наша загробная вечная участь напрямую зависит от качества этих отношений.
Но мир между людьми может водвориться только тогда, когда мы со смирением и любовью будем относиться к окружающим. Кто не борется со своим ветхим человеком, с его страстями и похотями, потакает ему и сеет вражду, работает не Богу, а диаволу, поскольку главное дело беса смущать и вредить людям. Обижая ближнего, мы вредим душе его, помогаем бесам, а принося пользу человеку, содействуя его спасению, помогаем Ангелам. Народы и людей разделяет и вооружает друг против друга диавол, а тот, кто совершает подобные деяния, работает сатане, а не Богу, ибо наш Бог по слову апостола Павла: «Бог мира» (Рим.15,33), согласия и любви.
«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших воющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете» (Иак.4.1-2). Источник всех наших неприятностей это грех, а все остальные несчастья и беды служат либо вразумлением, либо очищением. Если наша жизнь скорбна, это значит, что мы в свое время сеяли злое семя, а теперь пожинаем посеянное. Именно так понимали наши предки первопричину бед, напастей и войн. И когда постигали их несчастья,
они обращались к Богу с покаянием, т.е. старались больше не грешить, а совершать добрые дела, противоположные содеянным беззакониям.
Сейчас Россия переживает не простой период своей истории. Для того чтобы она его преодолела и сохранила всё доброе и духовное, мы должны проявить лучшие качества, присущие русскому народу, и не повторять ошибок, за которые нашему Отечеству пришлось заплатить огромную цену. Достаточно вспомнить революцию 1917 года, которая обошлась многомиллионными жертвами и ввергла нашу страну в разруху и хаос. В начале ХХ века народ убедили, что причиной его тяжелого положения является монархический строй, который необходимо заменить для достижения счастья. И это несмотря на то, что многие святые указывали на истинную причину бед. Например, праведный Иоанн Кронштадский говорил:«Ужасная расшатанность нравов в России, полное разложение не предвещает ничего хорошего. Жизнь сделалась языческою, удовлетворение всем плотским страстям сделалось как бы законом: неверие, пьянство, блуд, страсть к наслаждению, роскоши, наживе, обогащению. Человеческий род как когда-то перед потопом был духовным трупом, так и теперь приближается к состоянию нравственного трупа». Это было сказано за 7 лет до начала Первой Мировой войны и за 10 лет до Октябрьской революции. Однако, несмотря на предостережения, наш народ избрал путь к счастью через смену формы политической власти и как жестоко он ошибся в своем выборе. Все это говорит о том, что душой народа завладел диавол, ибо душа порабощенная бесом, по мнению аввы Дорофея: «Не мудрствует ни о чем духовном, но всегда мудрствует о земном и делает земное». Где чрезмерное угождение плоти, там нет успехов в духовной жизни, и не может быть истинного и незыблемого счастья.
Спаситель Своим жизненным примером показал путь спасения и достижения радости ещё здесь на земле. Этим путем шли сотни тысяч христиан, которые уже в своей дольней жизни вкусили предначатки будущего блаженства. Это и наши Оптинские старцы, и многие другие святые отцы. Например, преподобный Серафим Саровский встречая людей, всегда приветствовал их словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Почему он так поступал? Потому что сердце его было преисполнено пасхальной радостью и любовью, которой он старался поделиться со всеми, желая каждого сделать причастником этой небесной, непреходящей радости и божественной любви. И чем больше он делился с другими духовными сокровищами, тем больше они росли и умножались в нём самом. Так следует поступать и нам, по мере сил и возможности подражая святым, сеять мир, согласие и любовь.
Сегодняшний праздник ещё и ещё раз во всеуслышание заявляет о том, что смирение и любовь побеждают зло и коварство радостным жизнеутверждающим приветствием: «Христос Воскресе!», — и столь же оптимистичным ответом: «Воистину Воскресе Христос!».