В октябре месяце благочинный 1-го округа Песоченской епархии иерей Александр Рябов посетил место бывшего Боголюбивого Казанского Белокопытовского женского монастыря в деревне Дяглево Куйбышевского района, где ознакомился ходом восстановительных работ.
Вместе с благочинным присутствовал иерей Валерий Агеев – настоятель Свято-Покровского храма пос. Бетлицы. Иерей Валерий духовно окормляет жителей поселения и совершает богослужения на месте бывшего монастыря.
В настоящее время на территории бывшей обители устроена часовня в честь Собора преподобных Оптинских старцев.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ В ДЯГЛЕВО
Христианские монастыри возникли первоначально как поселения отшельников в 3-4 веках в Египте. На Руси появились в 11 веке после принятия христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им различные привилегии Монастыри сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений в древнерусском государстве. На Руси монастыри всегда были центрами культуры: распространяли письменность, вели летописи, собирали библиотеки.
На территории нашего района существовал и во второй половине 18 века был закрыт монастырь в селе Драгомань (ныне д. Зимницы, Зимницкого сельсовета), о котором у нас пока нет никаких других сведений. А на памяти людей и ныне живущих остался Казанский Белокопытовский монастырь, который существовал до тридцатых годов прошлого столетия в Ново-Дяглево Жерелевского сельсовета.
Происхождением своим Казанская женская Боголюбивая Община (немного позже Казанский Белокопытовский монастырь) обязана Александре Евгеньевне Белокопытовой. Родилась она в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии. Родители ее были небогатыми помещиками. Рано лишившись их, Александра Евгеньевна семи лет была принята на воспитание в дом родного дяди господина Лыкошина у которого жила до своего замужества.
В 1836 году Александра Евгеньевна в 16 лет вышла замуж за отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальского уезда, Калужской губернии, жившего в своем, имении, сельце Петропавловском, сей час это деревня Петроселье, что расположена в 7 км от с. Жерелево Ивану Григорьевичу было тогда 60 лет, его первая жена умерла. Прожив во втором супружестве только 5 лет, Иван Григорьевич скончался, завещав свое движимое и недвижимое имущество Александре Евгеньевне. Несмотря на молодые годы Александра Евгеньевна не захотела вновь выходить замуж.
В то время, в 7 верстах от упомянутого сельца Петропавловского, близ села Троицкого в даче П.Н. Суходольского, ныне местечко “Монахов колодец”, жил в лесу пустынник Авраамий — старец, к которому приходило много людей, за советом и в поисках душевного покаяния.
Александра Евгеньевна тоже почитала праведного старца и всегда обращалась к нему за советом в минуту затруднения.
Отец Авраамий часто бывал в сельце Петропавловском, он и дал решительный совет Александре Евгеньевне не выходить вторично замужи устроить в Петропавловском женскую общину.
1865 году Александра Евгеньевна Белокопытова обратилась к архиепископу Григорию ходатайствуя перед ним о разрешении открыть женскую общину в сельце Петропавловском и определить к ней для богослужения священника. Как средства к содержанию будущей обители Белокопытова показала все свое имение при означенном сельце, состоящее в пахотной и сенокосной земле в количестве 495 десятин с водяноймельницей, большой деревянный дом, хозяйственные постройкии инвентарь.
Разрешение на открытие общины последовало по указу Священного Синода с Высочайшего соизволения Государя Императора в 1868 году. Тогда прибыл в общину из Оптиной Пустыни отец Гавриил, который принял самое живое участие в деле. Под его руководством в большом доме Александры Евгеньевны была устроена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери.
В 1880 г. вследствие обветшалости и малопоместительства деревянного Казанского храма, по ходатайству настоятельницы общины монахини Феодосии и храмо-создательницы Александры Евгеньевны Белокопытовой, епархиальным начальством разрешено было построить новый каменный 3-х престольный соборный храм. Для этой постройки собраны были преимущественно от родственников Белокопытовой деньги в сумме 21000 рублей. Вместе с сооружением храма в общине возникали и хозяйственные постройки: корпуса для келий монашествующих, для женского училища, для больницы и приюта. Всего в 1890 году было построено 54 здания, которые окружили высокой оградой.
Монастырь был расположен в довольно живописной местности. С запада, севера и востока — поля, а с юга — река Любуша, рядом с которой, прямо против монастыря, словно огромное зеркало, блистало озеро, а за ним, на противоположном берегу, красовалась густая роща деревьев.
В 1883 году, 7 февраля после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 63 лет скончалась устроительница общины Александра Евгеньевна Белокопытова, а через год, 9 апреля за ней последовала и первая настоятельница монастыря — монахиня Феодосия.
Судьба монастыря в 20 веке печальна так же, как и судьбы многих церквей и храмов.
В 20-е годы прошлого века, во время воинствующего атеизма, монастырь был закрыт, а его земли и постройки были использованы в хозяйстве созданного позднее совхоза «Жерелево».
Часть монахинь сначала работала в совхозе, другая — разошлась по окрестным сёлам. В 1943 г. во время наступления Красной Армии монастырь был частично разрушен артиллерией немцев, предполагавших, что там находятся наши наблюдатели и корректировщики огня.
После окончания Великой Отечественной войны в монастырских постройках находились столовая, магазин, склад и другие подсобные помещения совхоза «Жерелево».
Так продолжалось до середины 50-х годов. Потом монастырь был разобран местными жителями на кирпичи, использовавшиеся для строительства фундаментов и печей.
Сейчас на месте, где ранее находились постройки монастыря, — пустырь с остатками кирпичного щебня под зарослями сорняков, да полуразрушенные жилые дома, построенные в 40-50 годах для работников совхоза.