Непрестанно руководствуя православных христиан в продолжение Четыредесятницы в освятительных подвигах поста и покаяния, Церковь при богослужении в пятую седмицу утешает и одобряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, «преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресению».
Усугубляя при конце постного поприща побуждения к неослабному богоугодному житию, Церковь и в пятую седмицу продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. «Возопи Христу Богу за тя распеншемуся, — говорит Церковь, — и раны волею приемшему: попекись о мне, Господи, и спаси мя». Священные песнопения, ныне возносимые при богослужении пятой седмицы, преданы Церкви в 7 и 8 веках св. Софронием Иерусалимским, Андреем Критским, Иосифом и Феодором Студитами.
«Да не будут люди ленивы к духовным подвигам», Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия. В четверток на утреннем богослужении Церковь произносит весь Великий канон св. Андрея Критского и житие св. преподобныя Марии Египетской. Посему совершение канона св. Андрея Критского в четверток пятой седмицы Великого поста называется иногда стоянием Марии Египетской.
Великий канон
Умиления, Христе мой, образы даждь
Поющим ныне канон Тебе великий.
Этими словами начинается синаксарь в четверток пятой недели Великого поста и говорит: «Великий канон умиление неисчетно имущ: всякую бо Ветхого и Нового завета повесть снискав и собрав, от Адама даже до самого Христова вознесения и апостольския проповеди, научает всякую душу благим ревновати и подражати по силе: злых же отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением. Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, как и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнута, аще точно с сокрушенным сердцем и вниманием поется».
Великим канон называется по мыслям и воспоминаниям в нем содержащимся, ибо плодовит творец его, сложив его отлично от прочих канонов, которые заключают в себе по 30 и немного более тропарей, а этот 250 тропарей, из которых каждый источает неизреченную сладость. Посему этот Великий канон, приносящий великое умиление, и произносится в великой Четыредесятнице; и произносится дважды на повечериях первой седмицы раздельно, в четыре первые дня ее, а в четверток пятой недели Великого поста на утрене весь в полном его составе совокупно с каноном этого дня.
«Великий канон глаголем косно, – говорит Церковь, – и с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания (земные поклоны) три».
Святая Мария Египетская
Вместе с Великим каноном для ободрения духовно труждающихся, Церковь произносит полное житие св. преподобныя Марии Египетской, показывая в ней образец истинного покаяния и примером ее назидая верующих, «целомудренны паки быти творить, и к Богу воздвижет, и не ниспадати ниже отчаятися если иногда некими прегрешении уловлены будем». Повествование о преподобной Марии Египетской показывает образец истинного покаяния и неизреченного человеколюбия Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих.
Мария Египетская в жизни своей соединила и явила две противоположности, — бездну греха и высоту благочестия и добродетели. В летах юности, увлеченная соблазнами порока, она 17 лет провела в беззакониях, но силой благодати Божией, как заблудшая овца, опять возвращена Церкви. По гласу ее, Мария, не ведая божественных заповедей, помрачила в себе образ Божий, божественным же промыслом и благодатно обновилась. Мария родилась в Египте, в двенадцать лет почувствовала борьбу иного закона, воюющего во удех наших и, пренебрегши любовью родительской, удалилась из под мирного крова их в Александрию, на бурное, широкое поле мира, на торжище порока. Не удовольствовавшись городом, где многочисленное стечение народа представляло так много лиц, ищущих плотских наслаждений, Мария вздумала разнообразить свою преступную жизнь путешествием в Иерусалим вместе с поклонниками, отправлявшимися на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Как на пути, так и по прибытии в Иерусалим, она до самого праздника продолжала ниспадать глубже и глубже в бездну разврата. Казалось, для нее уже не было исхода из глубины греховной. Прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста, влекомая любопытством, Мария, вместе с благочестивыми христианами, в день праздника пошла во храм Божий. Но войдя в притвор церковный, она не могла вместе с прочими вступить в самый храм и приблизиться к Животворящему Кресту Господню. Все беспрепятственно входили внутрь храма; Мария же при многократных покушениях и усилиях не могла переступить порога святилища, невидимо удерживаемая божественною силой. Полагая, что, как слабая женщина, она оттесняется назад волнением толпящихся, решилась вдвинуться в самую средину толпы, чтобы общим напором быть, так сказать, внесенною в храм; но ее одну, едва коснется она порога церковного, отревает чудная сила. В третий и четвертый раз порывается войти во храм, но также безуспешно. Присутствующие в храме удовлетворяли своим благочестивым чувствам зрелищем воздвизаемого Животворящего Древа; Мария же, в стыде и скорби, остановилась в преддверии храма и, потрясенная чувством стыда и раскаяния, горько заплакала, видя в испытанном ею препятствии войти во Храм Божий десницу Высшего, которая не допускает ее как недостойную, облобызать Животворящий Крест. В пламенной молитве пред Богом Мария исповедует грехи свои, клянется загладить их исправлением, испрашивает милости войти в храм и поклониться Животворящему Древу. При глубоком слезном сокрушении духа Мария воззрела на икону Богоматери, бывшую вверху на стене притвора, и луч спасительной надежды блеснул в ее сокрушенной душе. Мария умоляла общую всех Заступницу сделать ее достойной быть в храме и повергнуться пред Животворящим Крестом Сына Ее, с твердым намерением вести целомудренную жизнь до гроба. При невидимом предстательстве преблагословенныя Девы, новое усилие Марии войти во храм было уже не напрасно. Она вошла и, объятая страхом, в слезах сердечного раскаяния пала перед Животворящим Древом с глубоким благоговением и слезами облобызала его. Так началось искренное обращение к Богу грешницы! По выходе в притвор, Мария опять перед той же иконой становится на молитву, призывает Богоматерь как сподручницу своей решимости обращения, просит наставления в пути покаяния и слышит как бы издалека глас:«аще Иордан прейдеши, добр покой обрящеши».
Оставив Иерусалим, Мария приобщилась св. Тайн в церкви Иоанна Крестителя, находившейся близ Иордана, и уединилась в пустыню Иорданскую, где пребыла 48 лет, почти без пищи и одежды, денно и нощно оплакивая грехи свои. На 48 году уединенной, многотрудной ее жизни, встретил ее в пустыне во время св. Четыредесятницы преподобный Зосима, — инок обители, который, по обычаю удалившись из монастыря на дни поста, искал в пустыне образец высшего иноческого самоотвержения и нашел в той, которая была некогда образцом порока. Только подобием человеческого тела, совершенно иссохшего и опаленного солнцем, нагого и покрытого лишь сребристыми власами, явилась Мария взору Зосимы! Приметив его, она устремилась бежать от него, но, внявши слезному молению старца дать ему благословение, остановилась и просила бросить одежду свою, чтобы, покрывшись, иметь возможность говорить с ним. По усильной его просьбе преподобная со смирением открыла дивную жизнь свою, изобразив первую половину своей жизни, бурной и полной волнений, и обстоятельства обращения своего, Мария говорила о жизни своей в пустыне:«Верь мне, отче Зосима, семнадцать первых лет пребыла я в пустыне этой, борясь с моими безумными похотями, как с лютыми зверями: когда рождался позыв на пищу, мне хотелось мяса и рыб, какие вкушала я в Египте; любившая в мире вино, иногда я не могла утолить своей жажды и каплею воды; много страдала от голода и зноя, много от болезней. Прежние вожделения, как пламень, пожирали мою внутренность; приходили на мысль прежние соблазнительные песни и возмущали покой души моей; преступные пожелания волновали кровь и заставляли меня повергаться ниц, биться об землю и со слезами просить высшей помощи. Я старалась припоминать мои обеты и противопоставить их внутренним борениям плоти, призывала в помощь Божию Матерь, мою сподручницу, плакала горько и долго, по целым дням и ночам, и только тогда освещал меня сладкий свет и рассеивал смутные помыслы».
Семнадцать лет провела Мария среди темной жизни в мире; семнадцать лет продолжалась и тяжкая борьба ее с греховными вожделениями, и, наконец, посетил добровольную мученицу вожделенный покой духа — плод чрезвычайных трудов и подвигов, благодатный мир, ниспосланный от Господа, Который сказал всем нам: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныи, и Аз упокою вы. Отселе Мария является ангелоподобным существом, возвышающимся над плотью и миром: Зосима видел ее в словах прозорливой, во время молитвы вознесенной от земли и стоящей на воздухе, переходившей двукратно по водам Иордана, как по суше, предвидевшей за год кончину свою. Поведав свою жизнь, преподобная просила его прийти чрез год в пустыню во время Великого поста со св. дарами для ее приобщения. Зосима исполнил ее св. желание. Приняв тело и кровь Иисуса Христа и таинственно соединившись с Ним, великая подвижница пустыни умоляла преподобного прийти на то же место и в то же время и в будущий год, но тогда Зосима нашел ее уже умершею, и честные мощи ее предал погребению. Вскоре по причащении от преподобного, она преставилась в 530 году 1 апреля.
Софроний, патриарх иерусалимский, живший в начале 7 века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской, сейчас читаемое Церковью при богослужении. А св. преподобный Андрей Критский, именуемый и Иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году принес жизнеописание преподобной Марии вместе с каноном своим, известным под именем Великого, в Константинополь. С тех пор Православная Кафолическая Церковь до сих пор совершает этот канон и постановила произносить житие преподобной в четверток пятой седмицы Четыредесятницы, а в воскресный день этой седмицы совершает последование в честь преподобной, представляя в ней образ истинного покаяния.
Труда же ради бденного, Церковь совершает в четверток Литургию преждеосвященных даров и облегчает пост.
По материалам сайта: http://www.hram-vsr.ru
Суббота седмицы. Акафист Богородицы
В субботу пятой седмицы Церковь совершает молебное последование Акафиста, или похвалы «Одигитрии» Пресвятой Богородицы, начиная сказание на этот день стихами:
Песнями неусыпными благодарственно
Град в бранех бодрую поет Предстательницу.
По сказанию древнего предания[6], по вознесении Господа, св. евангелист Лука, знавший иконописание, начертал образ Божией Матери и показал ей. Узревши изображение свое, она вспомнила прежнее свое проречение: «отныне ублажат Мя вси роди», и сказала: «благодать Моя с сею иконою да будет». Св. Лука послал икону в Антиохию к державному Феофилу (Лк.1:3), которому написал и послал он свое Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, где верующие с великим благоговением почитали благодатную икону, по прошествии многих лет, она перенесена была в Иерусалим; потом. Евдокией, супругой греческого императора Феодосия 2 (408–450), которая путешествовала на поклонение св. местам, из Иерусалима прислана в Константинополь, сестре супруга ее св. Пульхерии, в знамение мира и любви[7]. В Константинополе образ Владычицы, с благоговением и радостно принятый Пульхерией, поставлен был ею во Влахернской церкви, где хранилась и честная риза Пресвятой Богородицы[8], и сделался известен под именем Влахернского[9]. Благочестивая Пульхерия учредила во Влахернском храме еженедельное моление к Богородице во вторник[10].
От св. образа Богоматери, написанного евангелистом Лукой и пребывавшего в Константинопольском храме, совершились многие благодатные знамения. Явясь однажды двум слепцам, Богоматерь привела их во Влахернскую церковь, к образу Своему, и подала им совершенное прозрение. По этому благодатному знамению этот чудотворный образ стали именовать «Одигитриа», т. е. путеводительница, заступница и помощница. Это название чудотворного образа Богоматери сохранилось потом навсегда и утвердилось троекратным избавлением Константинополя от сильных врагов, которое Церковь достойно приписывает невидимому заступлению «Одигитрии»[11].
Первое было при императоре Ираклии в 626 году от персов и аваров или скифов[12]. Спустя 36 лет после первого избавления, Константинополь вторично спасен был заступлением «Одигитрии» при Константине Погонате (668–685) от сарацин, которые семь лет осаждали Византию. Большая часть кораблей и 30000 неприятелей, по молитвам Церкви и предстательству Пресвятой Богородицы, погибли пред стенами города от греческого огня и кораблекрушения.
Наконец, в третий раз Константинополь сохранен был заступлением Одигитрии при Льве Исавре (716–741) от сарацин. В царствование Льва Исаврянина сарацины окружили Константинополь на 1800 судах в надежде расхитить его. Жители города, взяв всечестное древо Креста Господа и Спасителя и св. икону «Одигитрии», совершили по стенам города крестный ход со слезами умилостивляя Господа. Флот сарацинов почти весь погиб от чрезвычайной бури в Эгейском море, и едва десять кораблей остались целы; трупы врагов грудами покрывали острова, берега и входы к пристаням[13].
Дивную помощь «Одигитрии», благодатно поданную верующим, Церковь вспоминает и прославляет в субботу пятой недели Великого поста, потому что первое избавление Константинополя помощью «Одигитрии» было около этого времени. Притом Матерь Божия есть споспешница и покаянию. Ее содействием православные побеждают врагов видимых и невидимых. Ее помощью греки многократно побеждали неверующих, а Мария Египетская, воспоминаемая в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и в следующий воскресный день, победила грех свой.
Богослужение, совершаемое в субботу пятой седмицы Четыредесятницы в честь Богородицы, называется похвалой и стоянием, потому что хвалебные песни Богородице первоначально принесены были верующими стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь «Одигитрии», доселе совершаемое Церковью, называется Акафистом, или стоянием. «Не седальный же (Акафист) речеся, зане просто стояще тогда вси людие, Матери Слова песнь воспеша»[14].
К утешению и ободрению постящихся, Православная Церковь и в пятую неделю Четыредесятницы на Литургии чтением Апостольским внушает о спасительном действии крестной жертвы за нас Сына Божия: Христос же пришед архиерей грядущих благ ни кровию козлею, ниже тельчею, но своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:11-14). А чтением Евангелия предварительно напоминает постящимся о приближающейся радости воскресения Христова, пророчественными словами Иисуса Христа, читаемыми в Литургийном Евангелии недели: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником: и поругаются ему, и уязвят его, и оплюют его, и убьют его, и в третий день воскреснет (Мк.10:35-46).
Из кн. «Дни богослужения Православной
Кафолической Восточной Церкви»