ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ПЕСОЧЕНСКОГО И ЮХНОВСКОГО МАКСИМИЛИАНА

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

От всего сердца поздравляю Вас с всерадостным и жизнеутверждающим Праздником праздников и Торжеством из торжеств, светоносным Воскресением Христовым!

В эти дни Церковь воспевает: «От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе». Он даровал людям возможность возвращения блаженной вечности жизни, для которой и был сотворён человек. «Не для скорбей, не для страданий создан человек», — писал святитель Григорий Богослов, — Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, и благоденствовали после того, как получили бытие». Но блаженство закончилось после того, как наши прародители пожелали быть «как боги» (Быт. 3:5.)

Прародителей низложила гордость, значит, возвращение райского блаженства возможно через смирение. Существуют разные пути возвращения блаженства, но так как в людях нет смирения, нашему времени не дано ни подвига мученического, ни подвига сурового подвижничества. Без смирения телесные подвиги принесут больше вреда, чем пользы, так как усиливают душевные страсти. Наш современник игумен Никон (Воробьёв) писал: «В настоящее время мы пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно безропотным терпением скорбей с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеют спасаться никто. Остался для нашего времени только единственный путь: терпение скорбей».

Скорби способны поставить на путь спасения самого закоренелого грешника. Достаточно вспомнить иудейского царя Манассию, который в начале своего царствия отличался крайним бесчестием и жестокостью. За свои беззакония он был наказан Богом — пленён ассирийцами и с позором отведён в Вавилон. Угнетённый жестокостью победителей он пришёл в себя, осознал свой грех, смирился, обратился к Богу с покаянной молитвой, был освобождён и, возвратившись в Иерусалим, сделал много добра.

Авва Исаия учил: «Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих, отгоняют от нас леность и нерадение». Это прекрасно знали святые и не чурались неприятностей, напастей и бед.

«Всякий покой телесный мерзок Господу нашему, — писал преподобный Варсонофий Великий ,- ибо Господь сказал Сам: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14). Избрать этот путь — есть добрая воля, и тот, кто держится его, во всяком деле произвольно выбирает себе скорбь по силе своей». Если мы отвергаем злоключения, значит, мы отказываемся от горьких, но спасительных лекарств, уклоняемся с узкого пути, ведущего в жизнь, и избираем широкий путь, ведущий в погибель. Избегая малых скорбей, мы обрекаем себя на более суровые средства для исцеления, ибо духовные немощи укореняются и для их врачевания требуются более сильные средства, как говорил Гиппократ: «Чего не лечит лекарство, излечивает железо, чего не врачует железо, исцеляет огонь».

Всякое богоугодное дело связано с понуждением, с трудом, с жертвой. Вспомним бедную вдовицу, которая пожертвовала на храм две мелкие монеты, которые Христос поставил выше больших пожертвований, сделанных богачами. Богатые, хотя и внесли большие дары, но не возложили на себя никакого труда или скорби, так как жертвовали от избытка, а вдовица лишила себя дневного пропитания. Когда мы жертвуем своим покоем, удовольствием, налагаем на себя труд, мы тем самым увеличиваем цену добрых дел, а дело, совершённое без труда, не приносит должного плода, потому что: «Царство Небесное силой берётся: сказал Христос , и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Чем терпеливее будем переносить скорби, тем больших благ сподобимся. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Христос за каждое твоё даяние воздаёт сторицею, а к тому прилагает ещё жизнь вечную». «Кто Мне служит: говорит Христос, — того почтит Отец Мой». (Ин.12:26). Понесённые здесь без ропота тяготы, невзгоды, горести, будут радовать не только в будущей жизни, но и здесь на земле.

Сейчас, в эти всерадостные дни, многие из нас за скромные, постнические труды вкушают ни с чем несравнимую Пасхальную радость. И эта радость только слабая тень того, что уготовано любящим Бога в Царствие Небесном. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Я был восхищен в небесные обители…, а о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал, сказать невозможно». Радость о Воскресшем Господе наполняет сердца смиренных тружеников и покрывает горечь понесённых ими печалей. Сердца, наполненные радостью Праздника праздников и Торжества из торжеств, с великой радостью и верой на Пасхальное приветствие отвечают:

Воистину Воскресе Христос!

 

+МАКСИМИЛИАН

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ

Пасха Христова 2022 года

город Киров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *