Идейное содержание седмичных дней Великого поста.
Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице.
В песнопениях Триоди продолжают звучать мотивы пользы поста и акцента на духовной его стороне. Можно отметить широкое использование образов из Ветхого Завета для иллюстрирования тезиса о необходимости поста. При этом иногда встречаются ссылки на такие эпизоды Ветхого Завета, которые более нигде не упоминаются в других песнопениях. Например, следующие тропари:
«Кто́ снеда́ет челове́ка Бо́жия дре́вле; зве́рь ле́в, от ле́сти проро́чи преслуша́ния сне́ди прии́мша: блюди́ у́бо душе́ моя́, да тя́ не прельсти́т чревобе́сия зми́й» (вторник 2-й седмицы, 8-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь).
«Во́ду пия́й никто́же обезу́мися, яви́ся же Но́е на́г вино́м иску́шься: се́мена же зло́бы Ло́т отсю́ду ражда́ет. Бе́гай о душе́ моя́ си́х подража́ния, Христа́ пою́щи» (понедельник, 8-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).
Или вот такой тропарь, в котором повторяются характеристики духовного поста, так характерные для 1-й седмицы:
«По́ст чи́стый, удале́ние греха́, отчужде́ние страсте́й, любо́вь к Бо́гу, моли́твы прилежа́ние, сле́зы со умиле́нием, и о убо́гих попече́ние, Христо́с в писа́ниих завеща́» (понедельник, 1-й песнь, 1-й канон, 2-й тропарь).
Суббота 2-й седмицы. День поминовения усопших
Здесь совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от суббот мясопустной и Троицкой, когда мы молимся о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких. Более простой статус этих заупокойных служб суббот поста проявляется в том, что заупокойные службы отменяются при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.
Неделя 2-я Великого поста – свт. Григория Паламы
Святитель Григорий Палама жил в XIV веке и в споре с Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Его память во 2-ю неделю поста была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. В Русской Церкви данная память вошла в Триоди только после середины XVII века.
Кроме того, в древнем Иерусалиме во 2-ю Неделю поста читали притчу о блудном сыне. В нашей Триоди остатком этой традиции является канон на утрене и самогласная стихира, которые посвящены данной притче. Можно сказать, что в неделю 2-ю поста мы совершаем еще одну Неделю о блудном сыне, только теперь уже неофициальную.