К столетию исповеднической кончины Святейшего Патриарха Тихона

Блаженная исповедническая кончина Святейшего Патриарха Московского и вея Руси Тихона (Белавина) последовала 7 апреля 1925 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. А погребение великого святителя Церкви Русской совершалось в день праздника Входа Господня в Иерусалим, в Вербное Воскресенье.

Протоиерей Сергий Булгаков, написавший в апрельские дни 1925 года «Слово памяти Патриарха», отмечал: «Для тех, кто имеет глаза и уши, наше время полно великих чудес, и из этих знамений и чудес одним из самых поразительных, как великая милость Божия к Русской Церкви в дни гонений и горя, был Патриарх Тихон».

В октябре 1989 года в Москве состоялись торжества, посвященные 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Главным событием этого празднования стал Архиерейский Собор, проходивший 9–11 октября в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре. Одним из важнейших деяний Собора стало прославление в лике святителей двух славных Первосвятителей Русской Православной Церкви: первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, избранного в 1589 году, и Святейшего Патриарха Тихона, первого Предстоятеля Русской Церкви после восстановления Патриаршества Поместным Собором 1917–1918 годов.

В Деянии Освященного Архиерейского Собора от 9 октября 1989 года 1989 года о канонизации святителей Иова и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси, говорилось:

«В сей торжественный день, когда вся Полнота Церкви Всероссийской светло празднует 400-летие со дня установления патриаршего в ней управления, проникаясь духовной радостью, мы, члены Освященного Собора архиереев Русской Православной Церкви, исследовав жития, труды, подвиги и церковное служение наших Предстоятелей в сане Патриаршем: смиреннейшего Иова и боголюбивого Тихона, Патриархов Всероссийских, с благоговением и любовию определяем: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых прославляемых всею Русской Православной Церковью:

1. Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона, взирая на следующие его подвиги:

–        чистоту жизни, коею он явил пример следования за Христом и вручения себя воле Божией;

–        служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в словах Святейшего: „Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза“;

–        мужественное стояние за веру, в котором святитель Тихон перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа;

–        исповедничество святителя, который противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание. С именем Патриарха отождествлялась Русская Церковь, хранящая неповрежденным Святое Православие, и он сохранил единство возглавляемой им Церкви;

–        миссионерскую деятельность, где раскрылись апостольские труды и подвиги сего святителя.

2. Телесные останки святителя Иова, покоящиеся в Успенском соборе Московского Кремля, и святителя Тихона — в малом соборе Донского монастыря — считать святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение.

3. Празднование церковной памяти Святейших Патриархов установить в следующие дни по юлианскому календарю:

Святителю Тихону память совершать в сей день его прославления, а также внести в месяцеслов дату его преставления в день Благовещения Пресвятой Богородицы». («Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации святителей Иова и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси» // «Журнал Московской Патриархии». 1990. № 1. С. 6».

Архиерейский Собор 1989 года также обратился с Посланием к боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором говорилось: «Мы канонизировали наших великих Первосвятителей, дабы пример их святости воодушевил всех нас к подвигу духовного совершенствования: „Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“ (Мф. 5, 16)».

Сергей Алексеевич Беляев, археолог, историк, сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии наук, при участии которого позже были обретены святые мощи Патриарха Тихона, вспоминал: «Канонизация Патриарха Тихона произвела на народ ошеломляющее впечатление». Ведь основу населения Советского Союза, по его словам, тогда составляли люди, которые всю сознательную жизнь прожили в эпоху богоборчества. Для верующих же людей Патриарх Тихон всегда «был знамением старой России; старой в смысле жития по евангельскому завету — это добро, порядочность, честность, любовь к людям и к своей Отчизне». Поэтому причисление к лику святых Патриарха Тихона для них было «нечто чудесное, неожиданное, как дар Божий».

Канонизация Патриарха Тихона стала важным шагом к прославлению в лике святых других новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.

В связи с прославлением Патриархов вставал вопрос и об их честных мощах. Если про святые останки Патриарха Иова было известно, что они покоятся в Успенском соборе Московского Кремля, то о месте пребывания мощей святителя Тихона было известно мало — лишь то, что в 1925 году Патриарх был погребен внутри Малого собора Донского монастыря в Москве. Впрочем имелись свидетельства, что в 1920-х годах могила святителя опустела. Вот что писал об этом в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов; ныне — митрополит Крымский и Симферопольский).

«Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: „Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет“.

Для подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты „Известия“, Патриарх Тихон значился под номером один.

По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком (Введенском) кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря. (Тихон (Шевкунов), архим. «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: 2011. С. 437–438).

18 ноября 1992 года в Малом соборе монастыря случился пожар. Кто-то бросил бутылку с зажигательной смесью, и храм сильно обгорел. Пострадали иконы, монастырская утварь, серебряный крест на мраморном надгробии, выгорела почти вся трапезная часть храма. Как писал впоследствии в своей книге архимандрит Тихон (Шевкунов), «по прошествии времени видно, насколько промыслительно было попущено это злодеяние». Пришлось приступать к новому ремонту, новому — потому что в храме за две недели до этого уже был сделан ремонт, но в ходе него не удалось провести раскопки. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II начались работы по поиску святых мощей.

«Вечером в праздник Сретения Господня мы совершили молебен у гробницы святителя Тихона и приступили к раскопкам. Об этом знали немногие: Святейший Патриарх Алексий II, несколько монахов, два старца — архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит Иоанн из Псково-Печерского монастыря и те, кого мы попросили нам помочь: Вячеслав Михайлович Клыков со своими подмастерьями и художник Алексей Валерьевич Артемьев. Руководил нами ученый-археолог Сергей Алексеевич Беляев. Он принимал участие в обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского, занимался раскопками в Дивееве и на Херсонесе.

Сначала мы сняли надгробие. Его мрамор после пожара стал почти коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: „Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России“. Именно таков был в начале двадцатого века титул русских Патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали копать дальше и на глубине около метра увидели то, что искали, — каменный свод склепа. Взявшись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили всю поверхность свода. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил лишь пыльные клоки старой паутины.

Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились кто куда и, понурившись, сидели некоторое время молча. Потом один за другим бросились проверять: вдруг я ошибся, может, в обширном склепе остались хотя бы частицы мощей или щепки гроба, оброненные при вскрытии могилы Патриарха? Однако ничего-ничего не было… Оправдывались наши худшие опасения.

Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы Патриарха калорифер значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом Патриарха уже изъят и где-то перезахоронен.

А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что ему якобы доподлинно известно: святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее известной его гробницы. Мнения разделились, и наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как поступать дальше. Выяснив все подробности, Патриарх благословил продолжать поиски на том же месте.

Наконец уже ближе к ночи перед нами предстал настоящий склеп Патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня неожиданно поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: „Патриарх Московский и всея России Тихон“.

Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить Патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали Патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.

Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у Патриарха Алексия. Потом он сказал мне:

— Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи.

Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…

— Здесь!!! — закричал я что есть силы.

— Все! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услышал я сверху взволнованный голос Патриарха.

Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехали Святейший Патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.

Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. На Патриархе были те самые знаменитые облачения, сделанные на фабрике Оловянишниковых. (…)

Несмотря на то, что в склепе была очень высокая влажность, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, символов архиерейской власти, — покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в прах. Остался только серебряный оклад. Нам тогда невольно вспомнилась строка из Псалтири: „Хранит Господь вся кости их“. Хотя сохранились не только кости святого Патриарха, но и большая часть тела. А также великий патриарший параман, четки, монашеский параман, нательный крестик, драгоценная золотая панагия, подаренная еще в бытность Патриарха архиепископом Ярославским духовенством и прихожанами этой епархии. Обнаружилась даже ветка вербы (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим розовым маслом, которое возливали на тело Патриарха перед погребением». (Тихон (Шевкунов), архим. «Несвятые святые» … С. 445–451).

В Донском монастыре Святейший Патриарх Тихон служил, здесь же он находился под домашним арестом, а последние годы своей жизни он управлял отсюда Церковью, сюда к нему приходили люди. И ныне в Большом соборе монастыря каждый день возносятся молитвы перед ракой с честными мощами святителя Тихона, Патриарха Московского.

7 апреля 2017 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Большом соборе Донского монастыря и по окончании богослужения обратился к присутствующим с первосвятительским словом:

«Избрание Святейшего Тихона состоялось в самое трудное время нашей отечественной истории, когда рухнула старая Русь, страна погрузилась в бездну гражданского противостояния и к власти пришли люди, поставившие своей целью уничтожение веры в нашем народе. С этой властью невозможно было установить какой-либо компромисс, потому что ее целью было именно полное уничтожение веры.

Почему же власти поставили перед собой столь нелепую цель? А потому что, когда уничтожается вера, уничтожается некая точка отсчета в сознании людей, некий критерий, некое мерило того, что есть хорошо, а что — плохо, тогда мерилом и критерием становится то, что предлагают власть имущие, а это означает потерю людьми подлинной свободы.

В истории неоднократно бывало, что те, кто стремился к абсолютной власти, вместе с тем боролись с Церковью, потому что понимали: пока есть вера христианская в сердцах людей, их тяжело сбить с толку, и, показывая на белое, говорить: это черное, — а на черное: это белое.

Святитель Тихон возглавил Церковь в самое тяжелое на протяжении всей тысячелетней истории русского православия время. И мы знаем, что неимоверными усилиями ему удалось предотвратить полный разгром нашей Церкви… И сегодня, вспоминая блаженную кончину Святейшего Тихона, мы воздаем Господу благодарность за его первосвятительское служение, за подвиг его жизни, за мудрость, за духовную силу, за чистоту жизни, за правильность его слов, за любовь, которую он питал к людям. И день его памяти, совпавший с днем празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, является для всех нас значительным днем, ибо мыслью мы восходим к духовному подвигу Первосвятителя, которого от нас отделяет лишь одно столетие».

Имя святителя Тихона, Патриарха Московского, в 1992 году было присвоено Богословскому институту в Москве. Как сказано на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, «подвиг святого Патриарха Тихона, возглавившего Русскую Церковь в годы страшных гонений и предательства, стал знаменем и примером для вновь созданного богословского образовательного учреждения. В эпоху вражды, разделений и расколов неизмерим был понесенный Церковью ущерб, но и бесчисленный сонм мучеников был явлен в это время. Святитель Тихон в смиренной верности истине мужественно противостоял безбожной власти, сохранял церковное единство, побеждал распри и расколы. В годы возрождения образ святителя Тихона стал символом победы Русской Православной Церкви над небывалым гонением».

В 2025 году исполняется 100 лет со дня исповеднической кончины Святейшего Патриарха Тихона. И этот юбилей является прекрасным побуждением для того, чтобы всем нас еще раз внимательно обратиться к житию и подвигам великого Защитника Православия на Руси, а также к его проповедям и посланиям, являющимся исключительно важным историческим источником для изучения истории Русской Православной Церкви в XX веке и истории России в первую четверть прошлого столетия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *