АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Архипастырское послание Высокопреосвященнейшего Максимилиана, архиепископа Песоченского и Юхновского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Песоченской епархии Русской Православной Церкви

«Телесный подвиг, не сопровождаемый                    душевным, более вреден, нежели полезен». Свт. Игнатий Брянчанинов.

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Данное послание написано для напоминания Вам о цели, с какой церковь установила святые посты и требования для правильного их прохождения. Апостол Павел предупреждает всех христиан: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». (2 Тим.2,5) Незаконно, то есть неправильно. Пост-это средство борьбы с врагами спасения. Святые отцы, опытные в духовной брани, дают нам советы, как правильно вести борьбу с духами злобы, чтобы достигнуть успеха.

За всю более двухтысячелетнюю историю на Церковь было три гонения. Первое – физическое уничтожение христиан. Второе-более тонкое, оно заключалось в насаждение душепагубных ересей. Сейчас мы переживаем третье гонение-самое тонкое, самое коварное. Суть его в том, что при сохранении внешней формы христианства, уничтожается самое главное – внутренняя сторона. Например, Великий пост, который, по мнению большинства христиан, заключается в отказе от мясной и молочной пищи. Это очень важный элемент поста, но не самый главный. Это только средство для выполнения главной цели поста – внутреннего очищения. Недаром церковь на первой седмице Великого поста предлагает верующим стихиру такого содержания: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

 Значит, плодотворный пост заключается в очищении души от греховных язв, а телесный пост – только помощь в духовной брани, которую ведём «против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,12). Эта брань ужасна! Она не на жизнь, а на смерть. Результат этой борьбы: или вечное блаженство, или погибель. Духи злобы ведут её с адским коварством, непоколебимым упорством и величайшим ожесточением. Апостол Пётр предупреждает: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр.5,8). Один телесный подвиг слишком слаб против козней лукавого. Силен подвиг духовный, подвиг веры, подвиг молитвы, который привлекает помощь Божию. Молитва и пост неразрывно связаны, они поддерживают и укрепляют друг друга. Прп. Марк Подвижник писал: «Молитва  – бессильна, если она не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нём не создана молитва». Прекрасный пример такой борьбы преподаёт прп. Мария Египетская. Когда в пустыне её одолевали греховные мысли и желания, она обращалась за помощью к Богу и, таким образом, одерживала победы над дьяволом. Молитву можно уподобить фундаменту здания. Только на прочном фундаменте можно построить крепкий дом. Свт. Феофан Затворник писал: «Если в молитве не будете успевать, не ждите успеха ни в чём другом. Она корень всего». Как корень держит и питает дерево, так и молитва держит, питает и укрепляет душу.

  Молитва может быть правильной и ложной, спасительной и бесплодной. Наш супостат, зная силу правильной, то есть, благоговейной, внимательной молитвы, старается подменить её на ложную, рассеянную, бесплодную. Не касаясь внешней формы, он старается уничтожить её духовную силу (как это было у фарисеев). Вот как об этом рассуждает великий молитвенник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский: «Думали ли фарисеи, что они лицемерно молятся? Не думали, они считали себя правыми в самом лицемерии. Оно вошло у них в привычку, сделалось, так как сказать, их природою, и они думали, что приносят службу Богу своею молитвою. Думают ли нынешние христиане-лицемеры, что они лицемерно молятся и лицемерно живут? Не думают. Они молятся ежедневно, может быть, долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твёрдого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило – и «мнят службу приносити Богу» (Ин.16:2), тогда, как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий». «Все мы больше или меньше грешны в том, что лицемерно молимся и примем за это великое осуждение». Это говорит Всероссийский старец. Он говорит, что «все мы лицемерно молимся», это значит, что он признаёт и себя повинным в этом тяжёлом грехе, а мы, тем более, повинны в фарисейской молитве, хотя об этом не задумываемся.

Святые отцы обращают внимание не на количество молитв и поклонов, а на сердечное расположение молящегося, что является главным в молитве. Свт. Феофан Затворник учит: «Стать перед иконой дома или в храме и класть поклоны, не есть ещё молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого, читающего их – ещё не есть молитва, а только орудие или способ обнаружения, или возбуждения её. Сама молитва – это возникновение в сердце нашем благоговейных чувств к Богу,– самоуничижения, благодарения, сокрушения, прощения. Когда язык читает молитвы или ухо слушает, а тело кладёт поклоны, а сердце пусто – это не есть ещё молитва». Её нет!  Господь через пророка Самуила сказал: «Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, (т. е. на внешнее) а Господь смотрит на сердце», то есть на внутреннее, (1 Цар:16,7) на мысли, на желания, на переживания.

 В настоящее время дьявол использует слабые средства для погубления христиан, которые многие не замечают. В этом их большая опасность. «Они, – по мнению свт. Игнатия Брянчанинова, – большею частью не примечаются, а и примеченные пренебрегаются по наружной ничтожности, мнимой безгрешности своей». «Слабые средства, не касаясь наружности христианства, уничтожают его сущность».

 К числу слабых, но губительных средств можно отнести практику торопливого, неблагоговейного, невнимательного чтения молитв. Форма соблюдена, сила утрачена. Это, как футляр без скрипки, ножны без меча, храм без молящихся. Такая молитва не страшна демонам-мучителям. Им губительна внимательная, покаянная молитва. Прп. Антоний Оптинский учил: «Внимательная молитва молящегося – нож по горлу врагу» нашего спасения. Внимательная молитва кающегося сердца больше всего поражает дьявола и, поэтому он препятствует такой молитве. Бесы всячески отвлекают от благоговейной молитвы. Внимание – душа молитвы. Нет внимания – нет молитвы. «Без внимания молитва – не молитва, она мертва. Она бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога «пустословие», предупреждает свт. Игнатий Брянчанинов.

При торопливом чтения трудно удержать внимание на молитве, потому что ум не успевает усвоить те мысли, которые содержатся в молитве, а до сердца она не доходит и не может восчувствовать её наша душа. Когда мы молимся в спешке, без внимания, то наше сердце не участвует в молитве. Оно остаётся равнодушным. Значит, по большой части, наши молитвы фарисейские, то есть формальные. Форма соблюдена, а сердце осталось холодным, без плода. Вот как об этом писал прп.Иоанн Лествичник: «Одни отходят от молитвы, как исходящие из раскалённой пещи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества, другие-как просвещённые светом и облегченные в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы, без которого-нибудь из сих двух действий молились телесно, чтобы не сказать по-иудейски, а не духовно».

Во время молитвы дьявол подходит с лукавыми мыслями, чтобы мы поскорее закончили молитвы и занялись неотложными делами. Внешняя молитва исполнена. Что более? Это коварная уловка сатаны. Ради исполнения земных дел мы теряем небесное благо ради временного, оставляем вечное ради тленного, лишаем себя нетленного. Временную сладость отдыха от молитвы мы предпочитаем горечи труда ради вечной радости. Лукавый предлагает нам «меч, мёдом намазанный» и мы соблазняемся сладостью мёда, но мечом бесы наносят нам тяжёлые раны. «Подмешивает бывший деница свою сладость ко злу,— предупреждает нас прп. Арсения, игуменья Усть-Медведицкая, – чтобы ею уловить души наши, и любим мы эту сладость врага, и ею заменяем вечное блаженство».

Святой, праведный Иоанн Кронштадтский о молящихся торопливо и невнимательно говорил следующее: «У многих православных бегло читающих, образуется совершенно ложная молитва, устами они, как будто, молятся, по всему зришь их аки благочестивых, а сердце спит и не знает, что уста говорят. Это происходит от того, что они торопятся и не размышляют сердцем о том, что говорят…Нужно молиться, чтобы слова доходили до сердца и дышали его теплотою». «Велики наше нерадение и леность на молитве: мы всегда склонны молиться кое-как, лишь бы скорее кончить своё дело, торопимся, по верхам скачем, а в глубину сердца не заглядываем. От того и молитва наша, как ветер: пошумит, пронесётся, да и всё тут».

Мы должны, как бедные просители, с трепетом предстоять пред Царём и, как безответные грешники, со страхом перед Судом Божием. Прп. Иоанн Лествичник наставляет: «Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею, как обвиняемый, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты не предстоял на суде и не видел других истязаемых, то по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовляется резать или жечь их тело» (сл. 28,8). На суде обвиняемый старается говорить неспешно, обдумывая каждое слово, чтобы судья понял его и смягчил приговор. А мы пред Всемогущим Богом дерзаем произносить молитвы торопливо, рассеянно, без страха Божия, без благоговения, с чувством собственного достоинства, а не кающегося грешника. «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом» (Прп. Исаак Сирин).

 Мы часто забываем о том, что внутреннее гораздо важнее внешнего. Как душа выше тела, так и душевные грехи тяжелее телесных. «Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания, без благоговения» предупреждает прп. Симеон Новый, на что большинство христиан и не обращают должного внимания, и продолжает: «Гораздо лучше было бы для такого, если бы он совсем не молился, потому что демоны ни за какие грехи не овладевают душой с таким тиранством, как за презорство Богу». Презорство Богу, то есть не благоговение. Оно может выражаться в торопливой, рассеянной, невнимательной, в молитве «швырком».

Преподобный Симеон предупреждает, что за это посылается беснование. Речь идёт не о буйном, а о тихом бесновании, когда человек принимает мысли, образы, желания, которые ему приносят бесы, не соотнося их с Евангельскими заповедями и выполняет их, считая   своими собственными мыслями и желаниями. Принимающий греховные помышления, мечтания и образы соединяется с самими демонами и подчиняется им и становится их орудием, не подозревая этого, а иногда, служа сатане, думает, что служит Богу.

Неспешное произнесение молитв необходимо для того, чтобы их смысл доходил не только до ума, но и касался сердца, то есть, чтобы и сердце восчувствовало и наполнилось теми чувствами, которыми наполнена молитва. Но, как может молитва дойти до ума, когда мы спешим. Например, читаем сорок раз «Господи, помилуй» с такой скоростью, что и слов разобрать невозможно. А апостол Павел учит: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставлять, нежели тьму слов на незнакомом языке», то есть непонятно. (1Кор. 14,19). Очень быстро читаем двенадцать раз «Боже, очисти мя грешного» в молитве прп. Ефрема Сирина, которые желательно читать вслух, чтобы все молящиеся слышали. Не успеваем с благоговением перекреститься, а не то, чтобы положить уставной поясной поклон с касанием рукой земли. Спешная молитва и торопливые поклоны могут привлечь не милость Божию, а Его гнев. Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Поклоны, совершаемые для числа, неодушевлённые правильным, умным и сердечным деланием, более вредны, нежели полезны». А мы наши торопливые молитвы считаем нормальными. Как далеко мы ушли от истинной молитвы. Нами утрачен дух молитвы.  От этого народ впадает в неверие, что ведёт к печальным последствиям, как для нас лично, так и для нашей Родины.

Не наше ли презорство к Богу одна из первых причин современных скорбных и трагических событий в стране и в мире? Совершая без страха Божия святое дело, мы вместо пользы получаем вред. Мы так повреждены грехом, что средства, данные нам для оправдания и спасения, обращаем в средства осуждения и погибели. Оружием, данным нам для спасения, убиваем свои души и вредим другим. Прп. Силуан Афонский говорил: «Грех, совершённый, отразится на душевном и физическом состоянии человека; он выйдет неизбежно за пределы его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а, следовательно, отразится на судьбе всего мира». Естественно, что и добродетель благотворно отражается на судьбе человека и на судьбе нашего Отечества и всего мира. Постараемся преодолеть наветы лукавого и собственную немощь, и подвигнуть себя к неторопливому и благоговейному совершению молитв и поклонов.

Святой, праведный Иоанн Кронштадтский учит: «Когда молишься, внимай себе, чтобы внутренний человек твой молился, а не внешний только…Молись не торопясь, с тёплым чувством; если не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от тёплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца». Прп. Симеон Новый Богослов писал: «Сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием при сочувствии сердца и оставило в душе глубокое и сильное впечатление».

Это труд, это насилие, это горечь для нашего ветхого человека. Полюбим горечь и болезнь подвига духовного, чтобы этой горечью и болезнью избежать сладости греха, предлагаемого нашим супостатом, и не сойти с пути ведущего к спасению, ибо в храме: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14,39), потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14,33).

Великий пост установлен для достойного приготовления к Пасхе. Если в нерадении проведём пост, то праздников Праздник не порадует. Не порадует потому, что не распинали со Христом плоть «со страстьми и похотьми», не умирали с Ним для греха и порока. И, наоборот, если будем правильно подвизаться, получим добрый плод.

Желаю всем встретить Святое Христово Воскресение с чистым и радостным сердцем!

 

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *